Грихан - Наука и Жыжызнь (grihanm) wrote,
Грихан - Наука и Жыжызнь
grihanm

Categories:

Ислам в Европе

Так мне понравилось слушать проф. Урию Шавита (см. видео в предыдущем посте), что прослушал уже чуть менее чем дофига. Ну просто одно дело, когда какой-нибудь Мордехай Кейдар выступает, про ислам рассказывает - с одной стороны как-то не очень ему верить получается на 100% - он всё ж таки во первых "правый", а значит как минимум немного предвзят с определённой стороны, а во вторых религиозен, то есть у самого рыльце в пушку. Ну и часто там аргументы какие-то на уровне "дебатов" в фейсбуке. Поэтому давно хотелось послушать академических арабистов/исламоведов "слева" - они конечно тоже могут быть предвзяты, но эта предвзятость при проявлении будет ярче видна. И вот такая находка. В (умеренной) "левизне" Шавита сомневаться не приходится - в частности он активно организует совместные арабо-еврейские тусовки в ТАУ, в лекциях по многим намёкам и оговоркам политические пристрастия очевидны, ну и в конце курса лекций, при подведении итогов, идёт уже совершенно открытая определённая адженда. При всём при этом, однако, информация подана интереснейшим образом, с юмором, с минимумом эмоций, с отсылкой к литературе со всего спектра политической науки и исламских авторитетов, а самое главное, с ненавистью к постмодернизму и политкорректности в науке. И, ЧСХ, картина вырисовывается пожалуй даже мрачнее, чем рисуют те что "справа". Лекции только на иврите, но он автор множества книжек, если кому-то не владеющему ивритом интересно.

Невозможно начать описывать всё узнанное, я не уверен что оно у меня даже в голове всё уместилось. Там про все основные течения в исламе и арабском мире, от салафитов до либералов, об их отношении к западу, к демокртии, к науке, к Израилю и между собой. Bот, например, объяснение того, как случилось что вдруг за несколько десятилетий на западе ислам стал очень заметен в публичном пространстве. Немного куце выглядит без предистории, но что поделать.

Так вот, в сколько-нибудь заметном количестве мусульмане появились в Eвропе в 60ые-70ые в качестве гастaрбайтеров. В принципе никто (включая самих приезжих) не расчитывал, что они останутся, но так как законы позволяли, жилось неплохо, а ситуация на родине к возвращению не располагала - многие таки оставались. В то время, с точки зрения ортодоксального ислама (а другого вообще-то почти и нет), мусульманину в кругу нечестивых жить не полагалось. Hо люди не были шибко религиозны, и считали себя в первую очередь не мусульманами, а выходцами из своих стран. Марокко, Алжира, Турции... В целом к 80ым годам в Европе эти мусульмане составляли около 2-3% от всего населения. Но в 80ые и даже в 90ые мы ещё про мусульман в Европе через слово не слышали. С тех пор, даже учитывая приток беженцев и высокую рождаемость, процент вырос не более чем в 2-2.5 раза. Но сейчас мы их и слышим и видим, и их самих, и множество мечетей и постоянные новостные заголовки, даже без связи с терроризмом - это не соотвествует приросту населения. Что же ещё поменялось за 20лет?

Шавит описывает три основные причины наблюдаемоro эффектa:

1. Почти одновременно в 80ых годах несколько фетвописцев из разных течений перевернули существовавшее отношение oт неприязненного к поддержке и даже обязанности мусульман жить среди кяфиров и распостранять истинную веру по мере возможности. Это повлияло не столько на простых людей, сколько на вложения миллиардов нефтебаксов саудов в строительство мечетей в городах по всему миру и послание имамов-миссионеров в эти мечети для обучения паствы. После саудов и другие подтянулись. И мечети стали расти как грибы. Сауды, напоминаю, это салафиты - самые мракобесные среди мусульман. Сеть их мечетей работают примерно как еврейская сеть Хабад, проповедующая иудаизм евреям по миру. Хабадники конечно тоже те ещё мракобесы, но они безобидные мракобесы. А в случае салафитов, это скорее как если бы у евреев на месте хабадников была сеть из помеси равакаханы с равовадьей. Но это касается в первую очередь больших мечетей. Большинство же мечетей это довольно-таки щитхолы на съёмных квартирах, за которые даже не всегда есть чем платить. Их основывают часто самоучки из множества разных течений ислама, не подчинающиеся саудам. Откуда же они взялись?

2. Гастaрбайтеры, приезжавшие в Европу, сильно религиозными может и не были, но они конечно были выходцами из глубоко традиционных, если не сказать архаичных обществ. А приехали они туда, где нужны были рабочие руки - в большие европейские города, да ещe и во время сексуальной революции ивотэтоговсего. Самые бедные и традиционные люди приехали в самые либеральные места в мире, в самую либеральную эпоху. И вот представьте себе ситуацию: 80ые, к такому задержавшемуся в Европе марокканцу подходит подросшая дочка в миниюбке и говорит, что идёт гулять с бойфрендом. Папаша запрещает. "Почему?", спрашивает дочка. "Нельзя!" "Но все в моём классе гуляют!" "Ты не как все!" "Почему?" "Ты из Марокко!" "Но мы-то уже не в Марокко, а во Франции!" И тут у папы остаётся только один довод - "Ты мусульманка!".

3. Но главная причина, всё же, терроризм. Сложно сказать, планировал-ли такой эффект Бен-Ладен и прочиe, но именно тут был самый сильный скачёк. Просто до террористических атак и распостранившегося от них страха, к этим людям относились как к марокканцам, алжирцам, туркам, египтянам, в конце концов как к темнокожим - мусульманство было далеко не на первом плане среди идентификаций и соответственно самоидентификаций. Вот это изменилось. Внешнее восприятие подействовало на самоидентификацию больше чем что бы то ни было. И теперь даже если кто-то ест свинину, бухает, живёт с немусульманским партнёром вне брака - всё равно, если его спросить кто он, его первый ответ будет "мусульманин, мусульманка"
Tags: Хилонизм
Subscribe

  • Перевёртыш встречи на Патриарших (апдейт)

    Когда недавно в очередной раз где-то увидел цитирование Михал Афанасьича, решил выложить и выложил в ФБ перевёртыш, написанный в этом жж с помощью…

  • Маймонид например

    "И также следует вам знать, что уж сочинены глупцами тысячи пустых и бессмысленных книг, и немало людей, великих годами, но не умом, истратили…

  • Я что-то не понимаю. Значит бог есть.

    " Гипотеза о Боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая" (C)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Перевёртыш встречи на Патриарших (апдейт)

    Когда недавно в очередной раз где-то увидел цитирование Михал Афанасьича, решил выложить и выложил в ФБ перевёртыш, написанный в этом жж с помощью…

  • Маймонид например

    "И также следует вам знать, что уж сочинены глупцами тысячи пустых и бессмысленных книг, и немало людей, великих годами, но не умом, истратили…

  • Я что-то не понимаю. Значит бог есть.

    " Гипотеза о Боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая" (C)