В качестве дисклеймера с интродакшном:
В случае Харриса книженция вполне катит, написано хлёстко, неполиткорректно, местами довольно интересно. С другой стороны всадник реально обсессивен и постоянно, как положено, притягивает за уши желаемое к действительному, не всегда сечёт в событиях, которые приводит в качестве примеров, и не сильно по этому поводу парится. Вобщем кто без стрелок осцилографа и пропеллеров от МИГа - пусть кинет в него камень.
Конец дисклеймера и интродакшна
Почему религиозная вера это удобный повод? Потому что те религии, которые не были удобным поводом - до наших дней врядли дожили, как не дожили до наших дней мориори.
Встречал в интернетах мнение, что национализм тоже якобы является удобным поводом. Это, конечно же, заблуждение. Ощущение принадлежности к какой-либо группе людей объединённых общим происхождением или мифом такового, одинаковой профессией или хобби, цветом волос или кожи само по себе ничего не говорит об ущербности соседней группы или необходимости её притеснять и уничтожать. Вера же всегда автоматически подразумевает, что обладатели другой веры неправы, а значит ущербны, поэтому в случае чего - их в первую очередь под нож. В оправдание Всадника могу сказать, что книгу он всё же назвал "Конец Веры", хотя в тексте постоянно понятия "вера" и "религия" взаимоподменяет, что слегонца радражает.
Ещё нужно отметить подобное отличие между понятиями "вера" и "идеология". Наличие идеологии, в отличие от наличия веры, не подразумевает ущербность других идеологий. Откорректировать идеологию, которая не работает при столкновении с какими-то реальными проблемами, не является по определению чем-то невозможным. Вера же она на то и вера, чтоб быть непоколебимой. Иначе это и не вера вовсе.
Возвращаясь к опусу Всадника, интересен он следующим. Краткие экскурсы в древнюю историю со ссылками довольно доставляют - вместо изучения истории религий. Кое-что знал, но много и нового. Современные примеры страдают, да. Но, как говорилось, не так чтоб сразу в печку. Хорошо проходится по "умеренно"-верующим: "когда «умеренные» верующие отказываются жить по букве священного текста, терпимо относясь к тем, кто так поступает, они в равной мере предают и веру, и разум." Неплохо описывает и объясняет эффект "двоемыслия".
Читаю дальше