Грихан - Наука и Жыжызнь (grihanm) wrote,
Грихан - Наука и Жыжызнь
grihanm

Categories:

Черти

http://jewishbook.ca/jewish-devilry-p-597.html
Думал подёргать цитат, но не смог - это же всё сплошная жесть!
Фрагмент из книги:

Вторым признаком внешнего облика чертей является то, что они лысы. Но относительно плешивости чертей, притворяющихся людьми, в источниках существует изрядная путаница. Никто не утверждает, что они совершенно лысы. Наоборот, как благородные мужи они весьма волосаты телом. Не зря одно из их имен на иврите Сеир, в переводе на русский язык — «волосатик». Но вот голова у них лысая...

Ой, опять не так: говоря о плешивости чертей, мы обнаруживаем, что лысина — характерная особенность чертовки, а не черта.1 У чертей есть волосы, правда, только на голове, а вот бороды и волос ниже нет. Например, такой уважаемый автор, как р. Авраам Пинсо2, рекомендует при подозрении, что перед вами черт-мужчина, проверить, есть ли у него волосы под мышками и на срамном месте, а если у явившегося подозрительного типа есть борода, то можно просто успокоиться — это точно человек А вот в рассказе, дополняющем книгу Рут3, говорится, что Боаз, когда обнаружил ночью около себя непонятно откуда взявшуюся женщину, «...ощупал ей голову, сказав: у духов нет волос». Выяснив, что волосы на месте, он приступил к расспросам: «Кто ты, девушка?» То есть наличие волос на голове у женщины доказывает, что перед нами не чертовка, а настоящая девушка.

1      Зогар Бер 546.
2      Респонса Эзрат Мицар 5 5.
3      РутРаббаб:!.

И опять что-то не то. Потому как демоны сладострастия — их называют лилиты — имеют на голове вполне приличную шевелюру, именно этим можно объяснить филиппику против женщин: «Они волосаты, как лилиты»1. Впрочем, если вспомнить родословную лилит, то наличие у них волос выглядит вполне естественно.

А вот в багдадской истории описываются черти, волосатые по всему телу, с шерстью даже на ногах. Весь приводимый здесь противоречивый набор - на самом деле по всем пунктам вполне честные свидетельства видевших их людей. Просто те, кто их записали, не оговорились, что есть несколько пород чертей, а потому дать одно сквозное описание всех их невозможно. К тому же мы же говорим о случаях, когда черти пытались принять какой-то облик, доступный взору людей, что для чертей несколько сложно. А обычно они, как мы уже сказали в самом начале, - просто невидимы.

Наверное, правильно все же начать не с описания их внешнего вида, а с перечисления пород и кланов чертей, с их родословной во всех разветвлениях генеалогического древа, да и вообще с того, кто и откуда взялся.

Откуда черти взялись. Начало родословной


Первый ответ на вопрос, откуда взялись черти, с легкостью вспомнит любой еврейский мальчик, которому довелось читать Пиркей Авот. Пиркей Авот - это такой специальный трактат Талмуда, куда собраны всякого рода афоризмы и высказывания мудрецов Талмуда древности. Традиционно этот трактат читают по субботам после праздника Песах, а потому всякий еврей основные афоризмы оттуда знает. Правда, мы начнем с другой цитаты, а именно, с источника, откуда взял свое суждение трактат Авот

«Рабби (Иегуда, га-Наси, составитель Мишны) говорит: "Сотворил Всевышний души чертей, и уже собирался сотворить им тела, но тут началась Суббота, и не сотворил. Отсюда ты учишь, как правильно себя вести: если у человека в руке дорогая вещь или жемчужина, то с наступлением Субботы — отбрось ее, ведь Тот, Кто сказал: «Да будет мир», когда был занят творением, создал их души, и уже собирался создать им тела, но тут наступил день святой Субботы, и не создал1"».

1 Берешит Рабба 7:5. Для умников (нормальные люди на это замечание могут не обращать внимания) сообщаю: в данном случае Мидраш Рабба просто цитирует древний первоисточник

Оставим в стороне соображение по поводу того, что если Всевышний прекратил созидательную деятельность с наступлением святого Субботнего дня, то уж тем более человеку следует прекратить всякую созидательную деятельность в момент наступления дня святой Субботы. Мысль ценная, важная и интересная. Хотя нам придется признать, что причины, которыми руководствовался Всевышний, отложив сотворение чертей на последний момент и не создав их до конца, несколько шире, чем приводимая мораль.

Нас здесь в первую очередь интересует именно упоминание того, что черти созданы Всевышним, причем в рамках нормального творения мира. Иными словами, черти — это не случайность в мире, черти не возникли в результате волевого действия какой-то там силы, противостоящей Всевышнему. Они возникли по воле Того, Кто «создал мир в соответствии с желанием своим», то есть — черти абсолютно легитимные твари, имеющие такое же право на существование, как и люди, животные, птицы и прочие.

Знание первоисточников немедленно требует признать еще один немаловажный факт: черти не родственники ангелов. То есть вообще не родственники, ни с какой стороны. По крайней мере, если мы говорим о той ветви чертового рода, о которой ведет речь р. Иегуда г а-Наси...
Tags: Хилонизм
Subscribe

  • Перевёртыш встречи на Патриарших (апдейт)

    Когда недавно в очередной раз где-то увидел цитирование Михал Афанасьича, решил выложить и выложил в ФБ перевёртыш, написанный в этом жж с помощью…

  • Маймонид например

    "И также следует вам знать, что уж сочинены глупцами тысячи пустых и бессмысленных книг, и немало людей, великих годами, но не умом, истратили…

  • Я что-то не понимаю. Значит бог есть.

    " Гипотеза о Боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая" (C)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments